quinta-feira, 16 de fevereiro de 2012

"О вспомогательных методах Патанджали "

А.СмитЭксперт

Михаил Свечников

О вспомогательных методах Патанджали

Общая схема 1-й главы знаменитых Йога-сутр примерно такова: дается определение йоги как ЧВН (читта-вритти-ниродха (1-2), то есть сдерживание стандартных реакций-программ, вхождение в относительный покой, превалирующий над клубком вритти (1-4—1-11), описывается практика ЧВН (абхйаса-вайрагйа (1-12) как наложение усилий на покой с его ненарушением, закалкой (1-13)) и ее последствия (прочное основание – для всех, и переживание пуруши – для более плотных (зрелых) сознаний (факультатив)), вводится фактор Ишвары как свободного-случайного элемента причинного (в целом) бытия и способ более глубокого выключения смысловых привязок посредством повторения празвука-пранавы (ОМ).
Вся эта схема может быть условно названа йогическим пламенем, огнем, да так оно и есть. Огонь может быть мощным, слабым, средним – разным. И этот огонь нуждается в дровах, в топливе.
Далее Патанджали эти дрова перечисляет, ими служат (в частности), как ни странно, препятствия (антарайа). Это – болезнь, сомнения, нерешительность, неустойчивость и прочее, всего числом 9. Плюс несколько признаков-состояний, в целом признаваемых как противопоказания для занятий ЧВН. Как-то: несчастья, дурное настроение, тряска тела, сбитое дыхание.
Для преодоления этих препятствий, или, что то же самое, употребления их в огонь йоги, включаются вспомогательные методы. Это – бесстрастное дружелюбие, праническая (дыхательная) продувка, сосредоточение на простых ощущениях (отсечение от факта болезни эмоциональных накруток), привлечение приятных воспоминаний, преимущественная концентрация на позитивном. Отдельно стоит метод работы со сновидениями, но он медленный, поэтому требует отдельного разговора.
Определив проблему (болезнь) как очередные дрова, можно стартовать с любого из этих методов. В частности с продувки: внимание ставится в двух направлениях: 1) на больном месте (точке боли, физической или эмоциональной) и 2) на дыхании. Через некоторое время дыхание словно идет через точку боли, которая в субъективном ощущении начинает трансформироваться – исчезать, смещаться в другое место, в другое качество.
При этом естественно возникает более дружелюбное отношение к себе, как к существу, не охающему привычно, а занимающемуся делом. Затем это дружелюбие становится шире и становится симпатией к любым своим (да и чужим) состоянием – возникает более широкое (буддийское) понимание себя и других страдающих существ.
Далее легко уже включить (вернее, оно само включается) переживание беспечальности, наполненности внутренним светом и т.д.
Нюанс в том, что в эту игру можно играть бесконечно, становясь целителем себя и других. Это называется формами самапатти, или сабиджа самадхи (самадхи с дровами). При этом контроль ситуаций и разнообразие дров неуклонно расширяется (сутра 1-40). В этом есть свой восторг, увлекательная игра… Огонь начинает сосредотачиваться на дровах, может возникать замкнутый круг.
В свете сказанного понятно, что надо превращать свои проблемы в дрова, но Патанджали идет гораздо дальше. Воспоминание о том, что дрова служат для огня, а не наоборот, возвращает к практике ЧВН. Для чего? Чтобы в перспективе огонь более не нуждался в дровах… В этом смысле огонь начинает в большей степени сосредотачиваться сам на себе.
В итоге этого сосредоточения и наступает нирбиджа самадхи – огонь более не нуждается в дровах.

Февраль 2012, Гоа, Индия
________________
haṭhaṁ vinā rāja-yogo rāja-yogaṁ vinā haṭhaḥ (2-76 HYP)


Sem comentários:

Enviar um comentário